КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ИГУМНОВ
1 мая 1873 года родился русский советский пианист, педагог, Народный артист СССР, доктор искусствоведения Константин Николаевич Игумнов.
Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано.
С 1887 года, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, Игумнов брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 году поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. Окончил консерваторию в 1894 году с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.
В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как исполнитель как в России, так и за рубежом.
После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению. При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в Московской консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. Среди его учеников: Л. Н. Оборин, М. И. Гринберг, Я. В. Флиер, А. А. Бабаджанян, Я. И. Мильштейн, Е. М. Тимакин.
В концертном репертуаре Игумнова-пианиста – Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Метнер, Танеев; особенно часто Игумнов играл произведения Чайковского, став их непревзойденным интерпретатором. Современники вспоминают: «Игумнов как пианист – совершенно исключительное явление. Правда, он не принадлежит к роду мастеров фортепиано, которые отличаются блистательной техникой, могучим звуком, оркестровой трактовкой инструмента. Игумнов принадлежит к пианистам типа Фильда, Шопена, т. е. к мастерам, которые ближе всего подошли к специфике фортепиано, не искали в нем искусственно вызываемых оркестровых эффектов, а извлекали из него то, что всего труднее извлечь из-под внешней жесткости звучания - певучесть. Игумновский рояль поет, как редко у кого из современных больших пианистов».
|