ЖЮЛЬ ЭМИЛЬ ФРЕДЕРИК МАССНЕ
12 мая 1842 года родился Жюль Эмиль Фредерик Массне – французский композитор, получивший известность в основном благодаря своим операм. Его произведения пользовались огромной популярностью на рубеже 19-20 веков, и он заслужил славу одного из великих мелодистов своего времени. Вскоре после смерти Массне его стиль вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Лишь в 70-х годах прошлого века его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.
Массне родился в Монто, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж. В Париже мать Жюля Аделаида стала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и сына, таким образом, в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию.
Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой.
Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик). В 1870—1871 годах Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 года он – профессор Парижской консерватории. Среди учеников – Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кеклен. В 1876 году он получил орден Почетного легиона, с 1899 года стал командором. В 1878 году по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.
Наибольшим успехом пользовались его оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1892), «Таис» (1894), «Жонглер Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца Федора Шаляпина).
Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, Элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром.
|