МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

«Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель», – утверждал великий русский композитор, создатель знаменитых опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Модест Петрович Мусоргский. Он родился 21 марта 1839 года.
«Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором», – писал Дмитрий Шостакович.
Систематического музыкального образования Мусоргский не получил, хотя в детские годы обучался игре на фортепиано и пробовал сочинять. По семейной традиции юноша был определен в гвардейскую школу. В конце 50-х гг. Мусоргский познакомился с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым, завязал дружбу с А.П. Бородиным, Н.А. Римским-Корсаковым, В.В. Стасовым. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В 1858 г. Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием «Могучая кучка».
Гениальный мастер музыкальных характеристик, Мусоргский в своих произведениях создал живые, емкие образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всем многообразии и сложности ее духовного мира. «Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – все это беспримерно у Мусоргского», – писал В. В. Стасов.
Психологическая глубина и высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкально-выразительных средств. Своеобразие и новизна музыкального языка композитора заключается в новаторском использовании русской народной песенности, в передаче интонаций живой речи.
Современники композитора считали, что в стремлении быть новым Мусоргский хватил через край. Общепризнанный сегодня шедевр музыкального искусства – оперу «Борис Годунов» – Чайковский назвал незрелым сочинением, Великий князь Константин Романов – позором на всю Россию, а верный друг Цезарь Кюи написал об опере разгромную статью.
«Мусоргский слишком сроднился со своим творчеством. Он буквально поселился в мире своих персонажей и уподобился им. А его персонаж – это народ: непредсказуемый, необузданный, страшный в своих проявлениях. И Мусоргский имеет мужество любить этот народ и не боится замараться». (Татьяна Сидорова)