ПЕТЕРГОФ
13 сентября 1705 года в Походном журнале Петра I впервые встречается название «Петергоф» – в переводе с голландского «двор Петра».
По легенде самодержец по дороге в Кронштадт устроил привал на берегу Финского залива. Местность ему понравилась, и после этого он приказал строить «забавные дворцы» – Монплезир, Марли и Эрмитаж.
Дворцово-парковый ансамбль на протяжении двух столетий воплощали в жизнь выдающиеся архитекторы: Леблон, Микетти, Растрелли и многие другие.
Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I неподалеку от новой северной столицы – Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.
К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799–1806 г.г. свинцовые статуи были заменены золочеными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.
В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.
|