БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОКРОВСКИЙ
23 января 1912 года родился великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский (1912 - 2009). Борис Покровский говорил: «Музыка у меня в голове, я в любой момент могу ее услышать. Вот сижу, тишина, захотел услышать "Чио-Чио-Сан". Уже слышу».
Свой путь он называл «школой под руководством Судьбы». Он учился у Мейерхольда, был однокурсником Товстоногова, ставил оперы Сергея Прокофьева и Альфреда Шнитке. Число сделанных им спектаклей давно перешло за сотню. Хранитель традиций культуры XIX века, новатор в постановках XX века, но его новшества уже стали классикой. Он считал себя «консерватором» и продолжал работать в веке XXI.
Покровский - это целая эпоха оперной режиссуры. Почитая оперу «выше всех искусств», он проработал более 50 лет в Большом театре, где с великими дирижерами создал настоящие шедевры - «Евгений Онегин», «Аида», «Тоска», «Катерина Измайлова», «Хованщина».
С именем Покровского также связана история знаменитого Камерного музыкального театра, созданного им более 30 лет назад. Здесь Борис Александрович творил да конца жизни: «Если я пожалуюсь нашему директору на усталость, он повздыхает и... сделает все, чтобы завтра я был на репетиции. Если я скажу ему, что не хочу ставить какую-то оперу, он спросит: "Кто поставит?" - и у меня замрет сердце, потому что я не знаю никого другого. Он знает, что мое присутствие в театре нужно для искусства. Я знаю, что без меня не обойдутся, и потому иду в театр снова и снова, преодолевая усталость. Чувство своей необходимости дарует силы, чтобы идти и делать».
В своем театре Покровский доказывал, что сочетание безупречной актерской игры с отличным вокальным исполнением не только возможно, но и необходимо. Покровский утверждал, что в опере все главное: и музыка, и сюжет, и вокальные данные актеров-певцов, и сценическое действие.
Маэстро гордился тем, что его называли традиционным режиссером, он считал, что настоящее новаторство связано с традициями, ибо традиции - это и есть процесс развития. «Опера - это вечное искусство, - говорил Покровский. - Зная, что случилось с Гамлетом, мы можем узнать и нашего современника. У нас считается, что, если ты надел модный костюм, ты уже современный человек. Но только тот, кто ходит в оперу, читает книги, интересуется, что происходило в XVI, XVII, XVIII веках, по-настоящему живет сегодняшним днем».
|