СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР

20 марта 1915 года родился советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века – Святослав Теофилович Рихтер.
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Баха, Гайдна, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа и Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.
«Для многих людей моего поколения Святослав Рихтер олицетворяет некую вершину, где реальность музыки уже становится историей. Никакие соображения, что Рихтер – наш современник, не могут ни на секунду сделать его привычным: Рихтер уже десятилетия стоит в одном ряду с такими фигурами, как Шопен, Паганини, Лист, Рахманинов, Шаляпин; он – соединительное звено между настоящим и вечностью», – писал Альфред Шнитке.
Его называли великим, гениальным, выдающимся на протяжении всей его творческой жизни. Сам он к подобным эпитетам относился с негодованием: «Гениальным может быть только творец. А исполнитель может быть талантливым и вершины достигает только тогда, когда выполняет задуманное художником».
Будучи гениальным сольным исполнителем, он играл и в ансамбле, тоже с великими музыкантами: как камерный музыкант он выступал в трио с Мстиславом Ростроповичем и Давидом Ойстрахом. Выступал со знаменитыми вокалистами, такими как Нина Дорлиак, Фишер-Дискау, просто очарованными его чувством ансамбля. Лучшие композиторы современности – Шостакович, Прокофьев, Шнитке – почитая за высокую честь услышать свою музыку в его исполнении, посвящали ему свои произведения.
По словам очевидцев, Рихтер настолько был увлечен своим делом, что не обращал внимания ни на что, кроме самой музыки. После концерта поклонники часами, а то и сутками могли ждать пианиста у дверей, а маэстро не отходил от инструмента, в сотый и тысячный раз повторяя какой-то проигрыш, эпизод произведения, находя наилучшее звучание. «Я не играю для публики, я играю для себя, и чем лучше играю для себя, тем лучше воспринимает концерты публика», – говорил музыкант.