ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ

Музыка посещала его даже во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", – признавался композитор. 31 января 1797 года в предместье Вены родился великий композитор-романтик Франц Петер Шуберт. "Меня уверяли, что клавиши под моими пальцами начинали петь, – рассказывал он друзьям, – а это, если оно верно, меня весьма радует".
Еще в детстве у Франца проявилось большое увлечение музыкой: он играл на скрипке и фортепиано с раннего возраста. В 11 лет он поступил в придворную капеллу, где стал обучаться музыкальной теории, и игре на музыкальных инструментах.
Первые произведения Шуберта были написаны в 1814 году, а первая слава пришла 1816 году после написания баллады "Лесной царь". Жанр песни, благодаря Шуберту, получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. "Прекрасная мельничиха", "Зимний путь", "Лебединая песня" – в этих вокальных циклах Шуберт раскрыл замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, наполнив его большим художественным смыслом. Шуберт написал почти 600 песен.
Его мессы, оратории, симфонии, фортепианные сочинения также являются музыкальным воплощением его удивительного дара. Музыка Шуберта постоянно звучит в концертных залах мира, она является украшением репертуара любого достойного музыканта.
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени. Он беспрестанно работал: писал, преподавал, аккомпанировал певцам. Бывали даже случаи, когда он не узнавал своих собственных сочинений. Однажды известный австрийский певец Иоганн Фогль показал Шуберту одну из недавних песен, транспонированную копировальщиком. Посмотрев в ноты, композитор воскликнул: "Песенка складная! Кто ее написал?"
Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор.
При жизни он не пользовался выдающимся успехом. Настоящее признание, как это часто случается с великими людьми, пришло только после смерти композитора.